ПРЕССА ОБ ИРИНЕ ЗАЙЦЕВОЙ

 

ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА (1992 год, г. Новоуральск)

Торжество в «надежде» 

         Концерт, подготовленный артистами Дома культуры «Строитель», ведет К.Я.Бельцева. Объявляет номер, и на воображаемую сцену выходят женщины в кокошниках и русских сарафанах. Это участницы ансамбля «Рябинушка». Звучит песня «Молода я, молода» специально для бабушек и прабабушек.

         Встречавшие ранее гостей В.Лобанова и Н.Тиссон теперь хлопочут возле столов: разливают чай, снова наполняют чуть опустевшие блюда и конфетницы, усаживают опоздавших.

         А концерт, между тем, продолжается. Выступают представительницы юного поколения из ансамбля «Интервью». Проникновенный и мелодичный голос солистки Ирины Зайцевой, видно, понравился многим. Некоторые прямо-таки заслушались. Песня «Портреты Татьяны» в ее исполнении посвящена вечной теме – непостижимой глубине души пушкинской героини. Кстати, музыку к песням коллектива пишет его руководитель Вера Бызова.

         Следующий номер сопровождает танцевальная группа в составе: Кати Трифоновой, Наташи Тарасенко и Светы Мастюниной. Выплясывают девочки живо, весело, с удовольствием. В награду – аплодисменты и благодарность зрителей. Так что понимает старшее поколение и современные мелодии, тепло принимает творчество молодых.

Аля Кузнецова

 

ГАЗЕТА «НЕЙВА»

(2 января 1996 год, г. Новоуральск)

Браво, Ирина! 

         Ее новый титул звучит так: лауреат I премии Всероссийского фестиваля «Шлягер-96». Вообще, 1996 год был для Ирины урожайным. Нет-нет, садоводов и огородников просят не беспокоится. Урожайным в смысле лауреатских званий. Москва, Владимир, Тула аплодировали новоуральской певице. Впрочем, определение не очень точное, поскольку Ира успешно совмещает вокал и хореографию, чем выгодно отличалась на владимирской сцене. И если в первый конкурсный день публика отнеслась к нашей землячке индифферентно, то во время исполнения на гала-концерте зал аплодировал стоя.

         Фестиваль – это новые знакомства, впечатления. Вера Бызова, педагог Ирины, считает, что любой конкурс или фестиваль – очередная ступень в карьере артиста. Что же, в этом году Ирина поднялась на четыре ступени. Ровно столько лауреатских званий снискала юная артистка. Владимирский фестиваль принес некоторое разочарование. В отличие от уральских не были продуманы досуг, общение с прессой и профессиональными критиками. Но порадовали Ирину художественное и техническое оснащение сцены, новые знакомства. Это и солист группы «Мономах» Василий Акимов, и живая, вполне реальная Алла Пугачева. Бывают же совпадения! Шестнадцатилетняя уроженка города Калач, тезка российской звезды, стала подругой Ирины. Но в отличие от своей коронованной однофамилицы, юная Алла была второй, после Иры.

         Над чем работает сегодня наша титулованная землячка? Во-первых – поиск своего, присущего только ей сценического образа. Во-вторых, над пополнением репертуального портфеля, и здесь хотелось бы обратиться к местным авторам. Несите свои опусы Ирине. Кто знает, может быть, именно она сделает вас знаменитым. Но это все работа на перспективу, а в ближайшем будущем – сольная программа с интригующим названием «Когда девчонки влюблены», работа со своими питомцами из детской студии «Интервью». Самым ярким событием года Ирина считает участие во второй всероссийской артиаде и выступление перед ее гостями в элитном московском клубе «Арлекино».

         Радуют музыкальные пристрастия Ирины. Среди ее кумиров – только звезды первой величины: Майкл Джексон, Дайана Росс, Мадонна, из отечественных – Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев.

             У Иры счастливая творческая судьба. Во-первых, как отметила Вера Бызова, у нее очень много друзей, готовых помочь в восхождении на эстрадный олимп. Это и Маргарита Кизилова – директор МДК «Строитель», заботливая дама-патронесса. Это и Александр Пантыкин – екатеринбургский композитор, пишущий музыку для Ирины. Участники студии «Анфас» и ... Имена всех друзей и помощников не удастся разместить на газетной полосе. Оно и неудивительно, талантливые люди словно магнит притягивают окружающих.

          В преддверии Нового года не обошлось без поздравлений. В первую очередь Ирина обратилась к детям Новоуральска с пожеланием счастья, добра, успехов в учебе. Пусть все без исключения ребячьи мечты станут явью. А взрослым Ирина желает стать человечней, бережней относиться друг к другу.

Андрей Новиков

 

ГАЗЕТА «НЕЙВА»

(17 июля 1996 год, №57, г. Новоуральск)

Взлет на российскую сцену 

         Прошел месяц, как в Туле состоялся межрегиональный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Восходящая звезда-96», где солистка группы «Интервью» МДК «Строитель» (руководитель В. Бызова) Катюша Бабюк стала дипломантом 1 степени, а Ирина Зайцева – лауреатом.

         И вот недавно девочки вернулись из Москвы лауреатами второй «Артиады России». Этот всероссийский молодежный фестиваль, пожалуй, самый крупный и интересный. От Свердловской области К.Бабюк и И.Зайцева были единственными, кого рекомендовал комитет Российской Федерации по делам молодежи для участия в финале «Артиады» в День молодежи в г. Москве. Сейчас Ирина и Катя отдыхают и набираются сил, так как в августе им предстоит участвовать во Всероссийском молодежном фестивале в г. Санкт-Петербурге.

         2 июля состоялся творческий отчет вокального ансамбля «Мелодия» МДК «Строитель». Высокая комиссия из г. Екатеринбурга присвоила коллективу звание «народный».

Игорь Горланов,

художественный руководитель МДК «Строитель»

 

  

ГАЗЕТА «НЕЙВА»

(27 мая 1997 год, г. Новоуральск)

Пятилетие – на пять баллов

Пятилетие отметила шоу-группа «Интервью»

муниципального Дома культуры «Строитель» 

         Вообще-то слово «юбилей» применительно к талантливой детворе звучит как-то выспренно, но если рассмотреть другой аспект, то это именно юбилей. Пять лет подвижнического труда и постоянного поиска – вот что значит этот праздник для руководителя группы Веры Бызовой. Кстати, по ее словам, этого праздника просто не было бы без постоянной помощи Маргариты Кизиловой, директора МДК, и музыкантов студии «Анфас».

         Поистине волшебный вечер, открытый веселым рыжим клоуном, заворожил присутствующих в зале. Великолепно декорированная сцена, современная световая и звуковая аппаратура создали атмосферу профессионального шоу. Детвора с восторгом принимала своих любимцев – Катю Бабюк, Ирину Зайцеву, танцевальную группу «Ассорти», точнее будет сказать, что горячо были приняты все без исключения участники шоу. Очаровательными картинками на уровне добротных видеоклипов выглядели такие постановочные номера, как «Маленькая страна», «День рождения», «Хулиган» и, конечно же, «Мечта о Голливуде». Словом, бенефис группы по случаю пятилетия удался на все пять баллов.

         После финального карнавала участников представления, виновников торжества, тепло поздравил заведующий отделом культуры Александр Колмогоров, пришедший на праздник отнюдь не с пустыми руками. Сладкие сюрпризы, игрушки и более весомые подарки получили все артисты и руководители студии.

         Из разговора, состоявшегося после представления, узнал сокровенную мечту руководителя шоу-группы Веры Бызовой – создание детского театра эстрады. Именно театра, а не кружка или любительской студии, поскольку резервы для этого, как показала практика, есть. Создание театра предполагает возможность частичного  самофинансирования за счет гастрольных поездок и, возможно, некоторой коммерциализации творчества. Рынок на дворе, господа! Так что дополнительные средства на «раскрутку» местных «звездочек» надо зарабатывать самим. И если что-то и тревожит Веру Викторовну, так это отсутствие профессиональных менеджеров. А творческие и исполнительские силы есть. В этом горожане еще раз убедились седьмого мая.

Андрей Новиков

 

 

ГАЗЕТА «НЕЙВА»

(24 апреля 1996год, №33, г. Новоуральск)

На пороге взрослой жизни 

Кто лучше?

         Старшеклассница Ирина Зайцева занимается с малышами в ДК «Строитель». Она помогает им разучивать стихи, песни и танцы, которые с успехом демонстрируются на традиционном конкурсе «Жемчужинка». Ей нравится работать с детьми. Поэтому учеба по профилю «Дошкольная педагогика» в учебно-производственном комбинате для нее не случайна. Подтвердил это и ежегодный конкурс профессионального мастерства, на котором Ирина стала лучшей по профессии. Ее интерпретация сказки «Про курочку Рябу», представленная комиссии из воспитателей дошкольных учреждений, не оставила равнодушными ни ее одноклассниц, ни автора этих строк. Задатки актерского мастерства, воспитательское начало и навыки, полученные на уроках, говорят о том, что Ирина свою профессию выбрала правильно.

Олег Кондратьев

 

  

«НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА»

(31 октября 1996 год, г. Новоуральск)

Интервью с «ИНТЕРВЬЮ» 

         «Маме» шоу-группы «Интервью» вере Бызовой я задала несколько вопросов.        

         - В каких художественных направлениях работает ваш коллектив?

         - Мы взяли для себя два основных направления: танцевальное в современной хореографии и вокальное. Ребята получают большую нагрузку: хореографией они занимаются 3-4 раза в неделю по два часа, причем, в разных стилях: от старого доброго джаза до «молодых» - вок, хип-хоп, фанк. Младшая группа в обязательном порядке занимается еще и классикой, что просто необходимо для постановки осанки. Вокалисты занимаются не менее интенсивно по отдельной программе.

         - Каковы были первые шаги «Интервью»?

         - Группа задумывалась как Детский театр эстрады. Нас было трое педагогов, которые вели соответственно: Надежда Карелина – актерское мастерство, Галина Иванова – хореографию, я – вокал. Затем на какое-то время из преподавателей я осталась одна. Позже к работе с нами подключился профессиональный хореограф Олег Кривонос. Выступления «Интервью» вначале представляли собой театрализованные вокальные номера, т.е. на первых ролях был именно вокал. Постепенно копился танцевальный багаж, и в программе все чаще и чаще стали появляться танцы, так сказать, в чистом виде. Время бежит очень быстро, и у нас появились уже свои ветераны. К ним мы относим нашу известную солистку Ирину Зайцеву. Она у нас универсал – поет, танцует, преподает. Вообще-то Ирина с пятнадцати лет работает с младшими ребятами в качестве педагога, а теперь после окончания специальных курсов она стала дипломированным специалистом – хореографом-балетмейстером эстрадного жанра. Вообще, все наши ребята работают с полной самоотдачей. И упорный труд приносит плоды – 18 апреля нам первым среди коллективов городских учреждений было присвоено звание «Образцовый коллектив». Это ко многому обязывает, нужно постоянно «держать марку».

         - Где помимо Новоуральска проходили выступления шоу-группы?

         - Очень часто приходится выступать в Екатеринбурге. Это отчасти связано с тем, что Ирина Зайцева училась там, ее знают многие известные музыкальные деятели, которые являются поклонниками ее таланта. Помимо областного центра мы выступали и в других городах на престижных фестивалях, где успешно соперничали с профессиональными коллективами. В г. Лесном на фестивале «Я почти знаменит» Ирина Зайцева получила премию за лучший вокал. Наше юное дарование Катя Бабюк стала лауреатом межрегионального конкурса. И Ирина, и Катя очень удачно выступили в Туле на конкурсе, который проходил в рамках молодежного фестиваля. На присуждение высоких званий лауреатов девочки ездили в Москву. Церемония проходила очень торжественно в столичном киноцентре.

           - Куда собираетесь в ближайшее время?

         - Планируем поездку в Санкт-Петербург на Всероссийский конкурс эстрады. Ире и Кате предстоит очень сложная работа, так как обеим нужно исполнить по восемь песен. Спонсором этой поездки будет екатеринбургский Дом самодеятельного творчества. Подали заявку на участие в межрегиональном конкурсе эстрадного и циркового искусства среди коллективов из закрытых городов в г. Златоусте-36.

         - Можно ли увидеть «Интервью» еще где-то, кроме конкурсов, дающих почетные звания?

         - Конечно. Мы давали концерт в военном госпитале. Никогда не отказываемся выступать на различных городских мероприятиях. Часто бываем в школах, особенно в 48, в которой учатся многие ребята из нашего коллектива.

          - Кто-то помогает вам в подготовке концертных номеров?

         - Прежде всего, хочу поблагодарить директора МДК «Строитель» Маргариту Рафаэльевну Кизилову. Без ее помощи никаких концертных номеров просто не было бы. Она, несмотря на общие для всех финансовые трудности, всегда помогает нам, благодаря чему мы имеем возможность ездить на конкурсы, достойно представлять наш город на различных форумах. Плодотворно сотрудничаем с Театром кукол. Артисты театра очень помогли нам при проведении городского конкурса «Жемчужинка», а также в программе «Играй, пой вместе со мной». Они были прекрасными ведущими, участвовали в написании сценария. Общаться с ними – одно удовольствие, так как люди они творческие и интересно мыслящие, мы многому у них научились. Постоянно помогает нам студия «Анфас» и лично Владимир Страусов и Вадим Трифонов. На всех конкурсах жюри всегда отмечало высокое качество наших инструментальных фонограмм – это заслуга «Анфаса». Ребята помогают нам в аранжировке и подборке музыкального материала.

         - Как вы отметите свой пятилетний юбилей?

         - Как любой творческий коллектив свой юбилей мы хотим отметить новыми постановками. Готовим сразу три новых программы: сольную программу Ирины Зайцевой, сольную программу Кати Бабюк и большую общую программу с участием старшей и младшей групп. На презентацию этих программ обязательно позовем гостей.

         - Какие проблемы стоят перед коллективом, что мешает работать?

         - Вместе с ростом популярности «Интервью» растет и численность ее состава. Мы уже давно выросли из того помещения, в котором сейчас занимаемся. Именно из-за этого нам приходится ограничивать прием новых мальчишек и девчонок, а желающих – море. Хочется надеется, что в городе имеются богатые фирмы, руководителям которых не безразличны проблемы детского эстрадного искусства. От их спонсорства в проведении наших новых программ мы, конечно, не откажемся.

         - Что бы Вы хотели пожелать читателям «Новой городской газеты»?

         - Любите детей.

Светлана Бабюк

  

 

«НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА»

(19 августа 1999 год, №22, г. Новоуральск)

Как в танце богов

         Идея основания группы «Прикосновение» (июнь 1998 года) и  постановка номеров принадлежит Ирине Зайцевой. В состав группы вошли старшие воспитанники из шоу-группы «Интервью». Совместная работа продолжалась с 1998 – 2002 год. В отсутствие Ирины официальным руководителем и хореографом коллектива стала Венера Сапелкина.

        

         Рассказывает хореограф шоу-группы «Прикосновение» Венера Сапелкина:

         - Фактически датой появления нашей группы можно считать 14 января этого года, когда состоялся сольный концерт Ирины Зайцевой (девочки были на подтанцовке). Но выступление прошло, Ирина уехала, пути наши разошлись.

         Девочки подошли ко мне расстроенные, сказали, что не знают, как им теперь быть. Заниматься танцами хочется, а перспектив никаких.

         - Кто сейчас входит в состав группы?

         - Аня Симакина, Женя Синебрюхова, Женя Петрова, Надя Грачева и моя дочь Лена Сапелкина. Еще до концерта Ирины Зайцевой девочки занимались в коллективе «Интервью». Ездили на день ВДВ, ВМФ в прошлом году, на 275-летие города Екатеринбурга.

         - Музыку каких групп Вы используете?

         - « Army of Lover's», под «Emigma» девочки исполняют «Раскаявшихся монашек», «Super MAX»

         - Классику не пробовали использовать?

         - Я думала об этом, но только в рэповой обработке. Сейчас под одну из песен Мадонны мы готовим композицию «Мираж». Смысл ее такой: египтянка живет в своем древнем мире, мечтает стать птицей. И в конце концов улетает, но только в мечтах. Ставит ее Ирина Зайцева, которая сейчас приехала в город.

Андрей Барыс

 

 

«НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА»

(14 августа 2002 год, №33, г. Новоуральск)

А было это в день воскресный 

         Атомщики празднуют День строителя!

         Наша горожанка Ирина Зайцева, ныне живущая в Москве, тоже приехала на этот праздник. Она – лауреат Всероссийских и Международных фестивалей, выпускница Гнесинского училища, ныне студентка 4-го курса ГИТИС, актриса театра, кино, мюзикла, а также «Театра Луны» Сергея Проханова. И мы вправе гордиться тем, что в нашем городе выросла та восходящая звезда. Весь стадион под ее «Калинку».

         Радовали зрителей и наши, городские, знаменитости: Катя Бабюк спела песню «Мальчик-упрямец», выступили группы «Каменные джунгли» и «Интервью», звучал духовой оркестр, пела любимица Анна Гученкова.

         И, конечно, гвоздем всей программы был Юрий Лоза.

         День Строителя прошел, и был он радостным, счастливым и по-настоящему праздничным.

Галина Аверьянова  

 

ГАЗЕТА «КУЛЬТУРА»

(26 мая-1 июня 2005 года, №20)

«Золотая Лира» для недохваленных

Церемония награждения творческой элиты Москвы 

         23 мая чествовали победителей конкурса «Золотая Лира» («Женское лицо года. Творческая элита Москвы»), проходящего под патронатом Комитета по культуре Правительства Москвы. Награждение состоялось в здании «Геликон-оперы». доживающем последний год перед реконструкцией. Церемония проходила на фоне глухой кирпичной стены – мрачноватых декораций к «Кармен», и вручение наград перемежалось музыкальными отрывками из этой оперы.

         Первой поздравили театрального критика Светлану Михайлову. Она начала свою речь цитатой из Ницше, которую впервые услышала на автоответчике Романа Виктюка: «Люди умирают от недолюбленности, а актеры – от недохваленности». По ее словам, даже критики, которых любить, как считается, особенно не за что, тоже нуждаются в одобрении. И конкурс «Золотая Лира», собственно, задуман с целью дохвалить недохваленных.

         Лауреатами конкурса стали: в номинации «Недосягаемая» - актриса-миф Ольга Яковлева, в номинации «Магия» - Милена Цховреба из Театра-студии «Человек», в номинации «Юбилей» - художественный руководитель этого театра Людмила Рошкован, в номинации  «Самая московская актриса» - Людмила Титова из Малого театра, в номинации «Примадонна» - певица из «Геликон-оперы» Светлана Создателева, в номинации «Совершенство» - солистка балета Большого театра Екатерина Шипулина, в номинации «Литературный театр» - Елена Камбурова, в номинации «Принцесса цирка» - артистка Большого московского цирка на Вернадском Дарья Костюк, в номинации «Войди в каждый дом» - ведущая новостей на телеканале «Культура» Нара Ширалиева.

            «Золотую Лиру» получили также актриса Ирина Зайцева, режиссер Лилия Загорская, президент Благотворительного фонда «Русский силуэт» Татьяна Михалкова, ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина, модельеры Лидия Соселия и Инесса Нахимова, театральный художник по костюмам Евгения Панфилова, драматург и поэт Елена Исаева.

Юлия Красикова

  

ЖУРНАЛ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»

(сентябрь 2004 год, г. Москва)

Одушевленный паноптикум 

         Не так давно Театр Луны обрел новое помещение на Пятницкой. Открытие театра ознаменовалось и новой постановкой. Автор пьесы, он же режиссер и художественный руководитель театра Сергей Проханов не новичок в драматургии. В свое время наш журнал писал о его нашумевшей «Чарли Ча...» - сценической фантазии о самом выдающемся комике двадцатого века. Премьерный спектакль на новой площадке называется «Диагноз: Эдит Пиаф».

         Сюжет развивается не в двух, как мы уже привыкли на примерах других парапсихологических постановках (взять хотя бы «Эдит Пиаф» Романа Виктюка), а сразу в трех реальностях. Действие проистекает в некой клинике доктора Тиссо (О. Марусев), где пребывают люди, воображающие себя не тем, кто они есть на самом деле. Среди пациентов оказывается особа по имени Вероника Гай, попавшая сюда при крайне драматических обстоятельствах, с явно нарушенной психикой – то есть прекрасный объект для садомазохистских эксов. Ей-то и довелось перевоплотиться в «великую маленькую женщину». Под гостеприимной крышей собралось немало искусственных фантомов – «Ив Монтан» (А. Вальц), «Симона Синьоре» (Д. Цыпляева), «Эдит Пиаф»

(И. Зайцева). Знаменитый создатель триллеров Лари Лозовски (А. Соколов) тоже сталкивается с заведением Тиссо, поскольку его жена-актриса (Р. Мянник) одержима манией превратиться в Марлен Дитрих. В результате мистер Лозовски после ряда пертурбаций сам становится «Жаном Кокто» и произносит незабываемую речь на смерть Пиаф (с которой Кокто, как известно, скончался в один день). Воистину клиника эксцентричного доктора, отождествляющего себя с Жаном Габеном, подобна инкубатору трансформеров – куда там музею мадам Тюссо! В такой «звездной» системе и происходит вращение героев, эпицентром же является та, чье имя вынесено в заглавие спектакля.

         Доскональное знание биографии легендарной певицы (не просто же так автор-постановщик остановил свой выбор именно на ней) позволяет при сравнительно малом метраже выстроить череду сюжетных линий. К примеру, - любовь Эдит к чемпиону мира по боксу Марселю Сердану, которая достойна быть темой отдельного повествования, - что и сделал Клод Лелюш в своем фильме «Эдит и Марсель». Умело выстроенная фабула, где напряженность действия держится почти исключительно на искрометных диалогах, в которых чуть ли не каждый примеряет на себя не одну ипостась, - погружает зрителей в вышеназванную трехмерную реальность, заставляя забыть, что перед нами всего лишь зомбированные марионетки. Тут же, если хотите, рождается и четвертая реальность – театр, обращенный на самое себя. Неизвестно, ставил ли создатель спектакля перед собой еще и такую задачу, но элемент самопародии присутствует – это становится очевидным ближе к концу. Наверняка автор и режиссер Проханов опирался на собственный актерский опыт. Вы не находите, что все мы живем в несколько ирреальном мире, что стало очевидным особенно с появлением Интернета?

         «Диагноз: Эдит Пиаф» не имел бы и половины своей притягательности без визуально-звуковых эффектов. Театр располагает техникой, вмонтирующей в сценическое действо фрагменты игрового кино. Именно таким образом демонстрируются кадры из блокбастеров мистера Лозовски или эпопеи о Тарзане – еще один многоцелевой намек. Комбинирование не единой площадке «живых» и отснятых загодя сцен давно практикуется в мире, но в Москве покуда встречается нечасто, если вообще не впервые.

          Театр Луны имеет свою телестудию; безусловно, это театр будущего. И, конечно же, музыка – мыслимо ли представить историю об Эдит Пиаф без ее песен? Главной является «Гимн любви», ее визитная карточка на все времена. Почитатели певицы услышат и другие номера из ее «золотого запаса»: пожалуй, это самое сложное из задач исполнительницы главной роли. Не стоит забывать и о прочих поющих персонажах, чьи трансформации также не обошлись без вокального сопровождения. Помимо звукорежиссера Елены Светличной здесь еще поработала целая «Студия Аудиотеатра» под руководством Асафа Фараджева. Интересна работа художника по костюмам Анастасии Прохановой. Такими вот совместными усилиями получился перформанс в духе кабале «Крейзи хорз». Сравнение, поверьте, отнюдь не натянутое и не единственное...

Анатолий Ткачев

 

ГАЗЕТА «КУЛЬТУРА»

(24 июня – 7 июля 2004год, №25, г. Москва)

Смирительная рубашка от Шанель

«Диагноз: Эдит Пиаф» Сергея Проханова. Театр Луны 

         Московский  Театр Луны, возглавляемый Сергеем Прохановым, столь же неподражаем, как то самое светило, именем которого он назван. И явно выделяется на фоне звезд и созвездий столичного театрального небосклона. В каком смысле выделяется? На этот вопрос можно ответить по-разному, в меру своих художественных пристрастий. У московской Луны случаются затмения, но бывают и моменты яркого свечения. Главное, не переборщить с критериями, потому что Сергей Проханов явно не стремится участвовать в общем творческом соревновании. Потихонечку продолжает создавать свой собственный «авторский» театр, не зарясь на лавры великих режиссеров.

         За редкими исключениями посещение спектаклей Проханова схоже с моментом краткосрочного и легкомысленного отдыха. Это как после утомительной трудовой недели выбраться, например, на пляж, где ярко светит солнце, отовсюду доносятся шлягерные мелодии и легкий необязательный треп «за жизнь». Прихватив с собой баночку пива и смешной любовный роман можно наконец расслабиться и получить удовольствие. И только не понимайте все это в уничижительном смысле. Не всем же отдыхать в обнимку с томиком Шекспира.

           В Театре Луны нужно непременно настроится на личную волну Сергея Проханова. А она весьма своеобразна. Режиссер и неизменный автор инсценировок, сценариев и либретто частенько находится не в ладах с понятием «хорошего вкуса»(текстовые «перлы» из мюзикла «Губы» до сих пор повергают в трепет, равно как и по-новому расставленные психологические акценты в спектакле «Ночь нежна»), зато на дружеской ноге со всевозможным китчем и прочими доступными вещами для жаждущих приобщения к культуре богатеньких неофитов. Спектакли Проханова вызывающе аляповаты, хаотичны и громки. Но между тем почти в каждой «лунной» постановке есть нечто цепляющее, надолго задерживающееся в памяти, будь то эмоционально-чувственная атмосфера «Путешествия дилетантов» или замечательная, едва ли не лучшая роль Сергея Виноградова в «Ночи». А это уже кое-что, не позволяющее сбрасывать Театр Луны со сценических счетов.

         Премьерный спектакль «Диагноз: Эдит Пиаф» - в этом смысле абсолютно прохановский, поскольку и здесь он является сценаристом и постановщиком. Почва, взрастившая идею постановки, хоть и хорошо (и многими!) удобрена, но потому и способна давать все новые и новые всходы. Соотношение таланта и психической нормальности или, наоборот, атомальности не обойдено вниманием ни психиатров, ни художников. Только Проханов выворачивает все наизнанку. У него не гений закономерно сходит с ума, но изначально неадекватные обитатели психиатрической клиники в результате своеобразных психологических манипуляций в этих гениев воплощаются. В Сальвадора Дали, например, или Коко Шанель, или Ива Монтана. Впрочем, атмосфера сумасшедшего дома выбрана безошибочно, потому что способна оправдать любые драматургические и режиссерские нелогичности.

         Внутренний антураж этого дома говорит не о скорби, но о веселеньком помутнении рассудка. Белые ширмы-лоскуты, спускающиеся с колосников взбесившиеся часы с букетом стрелок, гипертрофированное человеческое ухо, гигантская телефонная трубка, люстра, внутри которой можно спрятать особо буйного персонажа (сценография Константина Розанова). Больничные каталки несутся, как автомобили, и рискованно врезаются в ширмы. И внутри этого разудалого хаоса – на удивление непосредственный и искренне верящий в «предлагаемые обстоятельства» доктор Тиссо (прекрасная работа Олега Марусева). Сердобольный экспериментатор, он пытается придать новый смысл жизни своим умалишенным подопечным, вместо смирительной рубашки засовывая их в «оболочку» реальных гениев.

         Впрочем, сюжет имеет и более практический смысл. Некий кинорежиссер Лари (Андрей Соколов), которому место в той же клинике, задумал снимать биографический фильм о великой Пиаф. Но вот беда, никак не может найти исполнительницу на роль главной героини. Жаждущий славы и признания Тиссо – Марусев предлагает вырастить ее в клинических условиях из найденной в мусорном баке вокзальной певички. Будущая Эдит Пиаф (Ирина Зайцева) поначалу являет собой жалкое зрелище – привязанная за рукава к висячей люстре, бормочет что-то нечленораздельное, срываясь на визг и вой. Ноу-хау доктора Тиссо остается за рамками нашего понимания, но вот уже загримированная под Пиаф девчонка вновь обретает голос. Да какой! Вокальным данным актрисы Зайцевой можно позавидовать, особенно когда она без сожалений выбрасывает ненужный ей микрофон. Поет, правда, совсем не то, что нужно для будущего фильма, вроде русских кабацких романсов, доводя Лари – Соколова до форменной истерики. Но все еще впереди.

         Ах, какой шикарный фильм получится, грезит доктор Тиссо, с самим Дали (Александр Гундарев) в качестве художника, с костюмами от Шанель (Елена Лазурина). И пошло-поехало. Проханов накручивает двойную историю: артисты-пациенты разыгрывают эпизоды реальной биографии Эдит Пиаф, вернее, ее многочисленные любовные романы. Скачут времена и места действия, отмечаемые разве что сменой изобретательных одеяний (художник по костюмам Анастасия Проханова), а любой эпизод неизменно заканчивается массовой пластической вакханалией, в которой принимают участие все без исключения персонажи. К месту ли, нет – не важно. Сумасшедший, что возьмешь?

         Сшибаются друг с другом шлягеры, спетые «оригиналами» или «лунными» актерами, убыстряется ритм, калейдоскоп настроений сменяется молниеносно.

Пиаф – Зайцева крутит сальто, кто-то ходит на голове, кто-то бьется этой головой о стенку. Вынужденное творчество достигает своего пика, но отнюдь не излечивает от помрачения рассудка, а окончательно этот последний у всех отнимает. Даже сам доктор Тиссо – Марусев в финале скромно рекомендует себя: Жан Габен. И финал в квадрате, успокаивающий всех и вся: это была игра. И снова музыка, бесконечные танцы, к актерам присоединяется  постановочная команда во главе с самим Прохановым. Они «зажигают» от души, не торопясь укрыться в закулисье, подключая к общему веселью и зрителей. Что ни говори, а Театр Луны – это тоже диагноз.

Ирина Алпатова 

 

ЖУРНАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ

«ПЛАНЕТА КРАСОТА»

(№9-10 2004 год, г. Москва)

Молодые «луняне» осваивают планету 

         С нами женщинами...

         В 2003 г. С. Проханов выпустил свой первый курс актеров в РАТИ. Для двух десятков юношей и девушек четыре года учебы были сплошным праздником. Праздником творческого горения, фантазии и приобщения к театру. Словно те самые детишки из детского сада, только подросшие, продолжали повзрослевшие игры со своим неутомимым лидером, который за эти годы рос и мужал в своем творчестве, оставаясь по-прежнему открытым, романтичным выдумщиком ярко-красочных, захватывающих игр. И все они, эти молодые люди, сегодня, год спустя после выпуска, профессионально востребованы, полны творческих планов. Многие из них влились в труппу театра, переселившегося в новое, большое, прекрасно и современно оснащенное здание.

         Самое первое, визуальное впечатление от этой молодежи ассоциирует с лирической мелодией Булата Окуджавы, по роману которого в «Театре Луны» идет один из знаковых спектаклей «Путешествие дилетантов».

         «... с нами женщины,

         Все они красивые...»

         Да, они удивительно красивы, эти совсем еще юные мальчики и девочки...

         Спектакли «Ромео и Джульетта», «Я... скрываю» - настоящий парад, искрящийся юмор, свободных от комплексов молодых актеров, воспитанных С. Прохановым.

         Пластичные, поющие, танцующие – они нарасхват и вне «лунных» проектов. Это популярная звезда мюзикла «Чикаго» и Российской эстрады Анастасия Стоцкая, и красавец Феб в «Нотр-Дам» Алексей Секирин, и очень серьезный, обаятельный Алексей Лосихин – Меркуцио в музыкальном проекте «Ромео и Джульетта»; Максим Щеголев – элегантный романтический герой успешно сочетает актерскую работу в родном театре и в «Школе драматического искусства» у прославленного Анатолия Васильева.

         Вернемся к тем, кто за первый год профессиональной работы успел заявить о себе на родной «лунной» территории.        

         «Ромашки»

         Перед самым окончанием сезона на малой сцене на Ордынке состоялась премьера спектакля «Диагноз: Эдит Пиаф» по сценарию и в постановке С. Проханова, в нем заняты великолепные з.а. России А. Соколов и О. Марусев. В заглавной роли – одна из выпускниц курса Проханова, самая поющая, звонкоголосая Ирина Зайцева (Гнесинка).

         Роль Пиаф – вторая большая работа на сцене «Театра Луны». В «лунном» варианте «Чикаго» (дипломный спектакль «Я... скрываю») она сыграла начальницу тюрьмы. И обе эти работы отмечены внутри театральной премии «Ромашка»

         Адекватность внешнему абрису образа Эдит Пиаф, удачно подчеркнутая гримом, своеобразная пластика – не главное достижение молодой актрисы. Гораздо важнее то, что ее сильный голос и вокальная стилистика достойно созвучны манере и стилю кумира поклонников французского шансона.

          Длинноволосая и длинноногая Дарья Цыпляева – любимица молодежной аудитории, умеющая «взять» публику вибрирующим нервом своей магнетической энергетики. За плечами Даши еще две запоминающиеся роли – Нимфетка в мюзикле А. Журбина «Губы» и одна из самых ярких узниц Чигагской тюрьмы.

         Одной из премьер прошлого сезона стал спектакль «Кода» по пьесе А. Строганова в постановке С. Мезенцева – вариация театра Проханова на тему чеховской «Чайки».

         В спектакле, непривычном для «Луны» и нетипичном для ее театральной эстетики, одну из главных женских ролей успешно сыграла выпускница курса Екатерина Партугимова. Ее учеба в «Театре Луны» началась до поступления в РАТИ. 16-летняя воспитанница хореографического училища Катя была приглашена на главную роль в детском спектакле «Фанта-Инфанта», которую она продолжает играть уже седьмой сезон. «Кода» - это уже четвертый спектакль, в котором занята молодая актриса. Начавшая свою актерскую карьеру как пластичная танцовщица: Нимфетка («Губы»), Новенькая («Я... скрываю»), актриса определилась в своем тяготении к драматическому амплуа. Роль легкомысленной Лялечки в спектакле «Кода» с уходом в финальный надрыв сама молодая актриса воспринимает как шаг к чеховской Нине Заречной в частности и психологическим образом классической драматургии – в целом. За эту роль Е. Партугимова удостоена премии «Ромашка».

         Две премьеры ушедшего сезона – «Ричард III» по трагедии У.Шекспира в постановке литовского режиссера из Вильнюса Альгериса Латениса и  «Король умирает» Э.Ионеско в постановке болгарского режиссера Борислава Чакринова стали событием в жизни молодых выпускников: Е. Коряковского, Т. Солнцевой и А. Тереховой.

         Неординарная, яркая фактура, особая изысканность сценической пластики помогли молодому актеру Е. Коряковскому создать в «Ричарде III» один из запоминающихся образов (Короля). Еще будучи студентом мастерской С. Проханова, Евгений блестяще дебютировал в спектакле по трагедии «. Шекспира «Ромео и Джульетта». Многим своим поклонникам он известен и по популярным телесериалам.

         Татьяна Солнцева дебютировала на сцене «Луны» в роли Анны Лизы в мюзикле «Губы». Она же исполнительница роли Азаты в нашумевшем спектакле С. Проханова «Таис сияющая». В «Ричарде III» она королева Анна. Теплый, хорошо поставленный голос, абсолютно отличная от «лунных» стандартов красота и стать открывают перед молодой актрисой широкие перспективы в театре, взявшим курс на музыкальные постановки.

         Достойно вписалась в «звездный» ансамбль «Король умирает» юная Анастасия Терехова, однофамилица блистательной Таис – Анны Тереховой.

         За 4 года работы со своими студентами С. Проханов открыл, причастил к своей ярко индивидуальной эстетике и растормошил актерское «Я» таких разных интересных молодых людей, что подробно рассказать о них обо всех невозможно. Мы следовали принципу: новые актеры  в новых спектаклях театра, поэтому за кадром остались многие такие же молодые и яркие, пришедшие в театр годом раньше или позже, востребованные, жадные до работы.

Людмила Шевченко

 

 ЖУРНАЛ «ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА»

(февраль {36} 2005г.)

Непокорная 

         Она очень похожа на француженку: крошечного роста, подвижная, изящная, со стрижкой а-ля Мирей Матье и быстрой-быстрой речью. Плюс неповторимый шарм, некая особенная женственность, заставляющая любого представителя мужского пола поворачивать голову в ее сторону. Ее легко представить летящей по парижским улицам в развевающемся шарфе или сидящей за столиком крошечной кофейни на Монмартре: загадочный искрящийся взгляд, открытость – и отстраненность. Девушка-дымка, девушка-тайна. При всем при этом молодая актриса Ирина Зайцева – вполне земное существо. Она твердо стоит на ногах и верит в себя и свои возможности. А если взлетает в небо, то не от романтических мечтаний, а из-за переполняющей энергии. Поскольку ей не понаслышке известно, что всего в жизни можно достичь только самостоятельно.

         В городе Новоуральске, откуда Ирина родом, на нее делались большие ставки. С детства занимаясь танцами, она очень быстро начала преподавать движение. Вскоре к этому добавились собственные занятия вокалом, акробатикой, формирование репертуара. Одним словом, в достаточно юном возрасте Ирина превратилась в звезду областного масштаба. Благодаря поддержке города она смогла отправиться в Москву, в Гнесинское училище, которое закончила экстерном, как впоследствии и актерский факультет Гиттиса. Руководитель курса Сергей Проханов пригласил Ирину в свой «Театр Луны». Кому-то другому нужен был бы имиджмейкер, чтобы придумать такую историю жизни. Но не Ирине. Ее имиджмейкер – судьба.

         Сегодня в театре Ирина Зайцева играет две роли. В спектакле «Я... скрываю», авторской вариации Проханова на тему знаменитого мюзикла «Чикаго», актриса выходит в образе Начальницы тюрьмы, где содержатся обманутые мужчинами девушки-убийцы. Эдакий Командор в женском обличье: походка фельдфебеля на плацу, резкий голос, непроницаемое лицо, дубинка в руках – как родная; у нее не забалуешь особо – сразу к стенке поставит. Однако этот стальной Командор порой не может скрыть, что сочувствует охраняемым узницам, потому что им удалось пережить яркие чувства, а это дорого стоит. И именно ее, оставшуюся в финале в одиночестве, что равносильно казни, жалеешь больше всего.

         А в нынешнем сезоне Проханов решил на свой лад интерпретировать еще один знаменитый сюжет – биографию великой Эдит Пиаф. Его спектакль «Диагноз: Эдит Пиаф» - затейливая история о враче, который создает из собственных пациентов согласно их талантам клоны звезд прошлого. Не предполагая, что клоны будут вынуждены прожить жизнь своих прототипов и точно так же умереть. В этой весьма спорной работе Ирине Зайцевой удалось стать бенефицианткой. Кажется, что она создана именно для этой роли. Ее Пиаф – сначала абсолютная дикарка, существо вне неба и земли, чистый огонь, который спалит все на свете, если его не укротить. И по мере превращения в звезду она не утрачивает дикого необузданного нрава, шокирующей прямолинейности – и нежности, доверчивости по отношению к миру. Наверное, она могла бы сказать вслед за Бланш Дюбуа: «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного». Однако встречные чаще всего бывают жестоки – и Пиаф с ее нерастраченной любовью и талантом оказывается безжалостно погублена. В роли Пиаф Ирине Зайцевой пригодились все ее разнообразные умения: она превосходно поет (не пытаясь подражать знаменитому прототипу), сама выполняет акробатические трюки и наполнено проживает каждую минуту действия. Глядя на Зайцеву – Пиаф, невольно думаешь о том, как она могла бы сыграть серьезных героинь: непокорную Антигону Ануя, темпераментную пушкинскую Земфиру, безудержную Дездемону Шекспира. А сама Ирина мечтает о роли Жанны д'Арк.

         Разносторонней личности трудно удержаться в рамках. Поэтому Ирина живет не только «Театром Луны». У нее есть собственная сольная программа, состоящая и из мюзикловых, и из эстрадных номеров, которую – фрагментами или целиком – она показывает в столичных клубах. А еще она постоянно занимается самосовершенствованием. Коллеги по театру порой с удивлением смотрят на Ирину, появляющуюся в балетном зале даже в те дни, когда ей не предстоит выходить на сцену. Актриса уверена, что необходимо держать в тонусе собственное мастерство и стараться справиться с чем-то новым, неизведанным. Чтобы всегда быть готовой к трудной творческой задаче, которая может сегодня или завтра возникнуть перед ней.

         На мой взгляд, в первую очередь Ирина Зайцева – классическая актриса мюзикла. Такое гармоничное сочетание профессиональной хореографической и вокальной подготовки, безусловной харизмы и незаурядного драматического дара сегодня практически не встречается у молодых актеров. Быть может, поэтому и российские мюзиклы не очень-то удаются... Нет сомнений, что вскоре Ирина попадет на свой Бродвей. Туда, где не боятся ярких личностей, а с нетерпением ждут их. А может, на ее пути встретится свой Эндрю Ллойд Уэббер и сочинит для нее новых «Кошек» или «Призрака оперы»...

Ирину Зайцеву можно увидеть в спектаклях «Театра Луны» «Диагноз: Элит Пиаф» и «Я... скрываюсь»

Алиса Никольская

  

ЖУРНАЛ «ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

(30декабря 2004г. – 9 января 2005г., №1(44))

Гений и безумие

         Новая работа Театра Луны «Диагноз: Эдит Пиаф» - полотно в духе сюрреализма. Картина броская, смысл ускользающий. Нервирует, но завораживает.

         Автором текста и постановщиком спектакля выступил главный режиссер театра Сергей Проханов. Некий талантливый актер и режиссер Лари (Андрей Соколов) задумал снять фильм об Эдит Пиаф. Он знакомится с известным психиатром Тиссо (Олег Марусев), пациенты которого считают себя Дали, Шанель, Пиаф, Дитрих, Монтаном. Доктор предлагает Лари занять этих псевдогениев в его картине. Начинаются съемки общеизвестных эпизодов из жизни великой французской певицы, а параллельно идет легкий философский треп «за талант». Неясно, где происходит действие: в реальном доме для умалишенных или в сознании режиссера, но это и неважно. Настоящий творец всегда находится на грани безумия, и актеры, с упоением играющие сумасшедших, наглядно иллюстрируют авторские рассуждения на данную тему.

         Герои бьются головой о мягкие стены, резвятся на больничных каталках, врезаются с размаху в невидимые окна, поют, визжат, делают кульбиты и сальто. Тут самое главное – принять условия игры, предложенной Прохановым: весь мир – дурдом, отрывайся как можешь! Впечатляет Ирина Зайцева с трагическим надломом в облике – точь-в-точь Эдит Пиаф на фотографиях. Песни из репертуара звезды в ее исполнении звучат неожиданно серьезно и мощно. Жаль, что доводится играть всего лишь копию певицы...

         Хаотичная сценография (Константин Розанов) соответствует стилистике постановки, но заставляет задуматься о чувстве меры. Предметы реквизита обыгрываются по очереди не один раз и сменяют друг друга с клиповой скоростью: люстра-трансформер, надувной круг в полсцены, гигантская телефонная трубка, огромное человеческое ухо, часы с кучей стрелок... Технические возможности новой площадки театра, по идее, должны глубже погрузить зрителя в атмосферу происходящего, однако на деле они смотрятся как демонстрация приобретений.

         За режиссерской иронией спрятаны настоящие муки творчества. Ирония – это еще и способность адекватно оценить свое отражение в зеркале.

Мария Некрасова

 

 

ЖУРНАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ

«ПЛАНЕТА КРАСОТА»

(№3-4 2005 год, г. Москва)

«Золотую лиру» - самым талантливым москвичкам

         23 мая 2005 года на сцене «Геликон-оперы» состоялась Пятая церемония награждения лауреатов конкурса «Золотая лира» (Женское лицо года. Творческая элита Москвы).

         Председатель жюри – Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

         Организатор конкурса – редакция журнала «Планета Красота»

         Генеральный Спонсор конкурса – Московский нефтехимический банк. Девиз: «Банк, помогающий искусству, никогда не подведет». Банк успешно работает четырнадцать лет, является постоянным партнером журнала. Председатель Правления – Ирина Леонидовна Кузнецова.

         В разные годы лауреатами конкурса были: Александра Захарова, Марина Зудина, Елена Вознесенская, Маргарита Терехова, Лиза Романюк, Ольга Лапшина, Антонина Витковская, Татьяна Назаренко, Екатерина Диброва, Евгения Соловьева и др. Серебряные знаки с позолотой лауреата выполнена по эскизу художницы Светланы Судейкиной в фирме ATST DIAMOND (Бриллианты. Галерея у Никитских ворот). В этом году театральными критиками и читателями кандидатами на премию выдвинуты:

В номинации «Самая московская актриса» - Людмила Титова. Роль Юлии Тугиной в спектакле Малого театра «Последняя жертва».

В номинации «Недосягаемая» - Ольга Яковлева.

В номинации «Магия» - Милена Цховреба – главная роль в спектакле «Фандо и Лис», театр-студия «Человек».

В номинации « Юбилей» - художественный руководитель театра-студии «Человек» Людмила Рошкован.

В номинации «Никто не забыт» - Инна Макарова, Людмила Касаткина.

В номинации «Примадонна» - Светлана Создателева.

«Театральный кутюр» - Евгения Панфилова – костюмы к спектаклю «Искатели жемчуга» (Новая опера).

В номинации «Совершенство» - Екатерина Шипулина. Солистка балета Большого театра.

В номинации «За мужество в профессии» - театральный критик Вера Максимова.

В номинации «принцесса цирка» - Даша Костюк.

В номинации «Бесстрашие» - Евгения Симонова – главная роль в спектакле «Три высокие женщины».

В номинации «Стиль» - Лидия Соселия – модельер.

В номинации «Мода» - Инессе Нахимова – модельер (меха). 

В номинации «Войди в каждый дом» - Нара Ширалиева. Канал «Культура».

В номинации «Говорите по-московски» - Ксения Ларина. Радиостанция «Эхо Москвы».

В номинации «Самая загадочная» - Лилия Загорская.

В номинации «Остановившая мгновение» - театральный фотограф Екатерина Цветкова.

В номинации «Литературный театр» - Елена Камбурова – художественный руководитель театра.

В номинации «Поддержка» - Татьяна Михалкова – президент Благотворительного фонда «Русский силуэт».

В номинации «Дебют» - Ирина Зайцева – роль Эдит Пиаф.

В номинации «PRO» и «CON-TRA» - Рената Литвинова – исполнение главной роли в спектакле «Вишневый сад».

 



Hosted by uCoz